Пищевая добавка, которую по всему миру используют в производстве выпечки, мороженого и соусов, меняет состав кишечной микрофлоры человека. Речь идёт о добавке Е415, более известной как ксантановая камедь. Её влияние на организм человека изучили специалисты Норвежского университета естественных наук (NMBU) вместе с коллегами из Мичиганского университета. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Microbiology.
— Кишечные бактерии, которые мы исследовали, демонстрируют генетические изменения и быструю адаптацию, позволяющую им переваривать именно эту добавку, — комментирует профессор Фил Поуп из NMBU.
Что такое ксантановая камедь?
Ксантановая камедь (Е415) – это пищевая добавка, которую получают путем ферментации сахара с помощью бактерии Xanthomonas campestris. Е415 была разработана в Калифорнии в начале 60-х. Уже в 1968 году добавку одобрило Управление по безопасности пищевых продуктов США. Сегодня её используют во многих промышленно развитых странах, в том числе в России.
По данным Норвежского управления по безопасности пищевых продуктов, ксантановую камедь применяют в качестве стабилизатора при производстве мороженого, сладостей, шоколадного молока, выпечки, готовых соусов и заправок для салатов. Е415 используют как заменитель глютена в безглютеновых продуктах и продают как самостоятельный продукт приверженцам кето- и низкоуглеводной диет.
— Пока ксантановая камедь считается кето-дружественным продуктом. Считается, что ксантан не усваивается организмом и, следовательно, не при подсчете количества калорий или макроэлементов, — говорит исследователь NMBU Сабина Леанти Ла Роса.
Доктор медицинских наук, профессор гастроэнтерологии Елена Полуэктова рассказала, существует ли дисбактериоз на самом деле.
читать целиком »Ксантановая камедь влияет на микробиоту
Когда ксантановую камедь только начали использовать, считалось, что она никак не влияет на организм человека, поскольку не переваривается в желудочно-кишечном тракте. Однако новое исследование показало, что пищевая добавка всё же воздействует на бактерии, обитающие в кишечнике.
Интересно, что способность переваривать ксантановую камедь удивительно распространена среди жителей промышленно развитых стран и, по-видимому, связана с популярностью западной диеты, богатой животными жирами.
Бактерия, которая непосредственно переваривает ксантановую камедь, является членом семейства Ruminococcaceae (семейство бактерий класса Clostridia). Ей помогают микроорганизмы вида Bacteroides enteralis: они умеют захватывать и разрушать небольшие кусочки ксантановой камеди, образующиеся во время переваривания более крупных молекул ксантана бактерией Ruminococcaceae. Bacteroides оснащены особыми ферментами, которые позволяют «поедать» маленькие фрагменты ксантановой камеди.
Таким образом, норвежские учёные обнаружили целую пищевую цепь под управлением ксантановой камеди.
— Теперь мы начинаем видеть долгосрочные эффекты ксантановой камеди, которых не было, когда она только появилась в рационе человека, — говорит Ла Роса.
— Мы видим эти изменения в кишечных бактериях только у людей, придерживающихся «западной диеты», где обработанные продукты и добавки составляют значительную часть ежедневного рациона. Мы не наблюдаем подобных изменений у коренных народов из разных частей земного шара, которые едят ограниченное количество обработанных пищевых продуктов.
— Основываясь на этом исследовании, мы не можем сделать вывод о том, влияет ли ксантановая камедь на наше здоровье. Но мы можем сказать, что добавка влияет на кишечную микробиоту, — говорит Ла Роса.
Ла Роса отметила, что безопасность ксантановой камеди основывается на оценках, сделанных 50 лет назад. За это время учёные выяснили, что кишечная микрофлора играет ключевую роль в состоянии здоровья человека, а сама добавка Е415 подстраивает под себя кишечные бактерии. Хотя изначально медики полагали, что она совершенно не оказывает влияния на организм.
— Благодаря достижениям науки о микробиоме мы видим эффекты, которых не видели вначале. Властям, возможно, следует принять во внимание эти новые знания при оценке часто используемых пищевых добавок. Особенно теперь, когда мы видим, что они действительно влияют на нашу микробиоту, — заключила Ла Роса.