Кишечник – хорошо известный путь заражения COVID-19 и одновременно мишень для вируса. Что значит мишень? Инфекция не просто проникает в организм человека через желудочно-кишечный тракт, она оставляет там внушительный след. Это подтверждается клиническими наблюдениями: около 50% пациентов сталкиваются с симптомами со стороны пищеварения. Всё, потому что у больных коронавирусом нового типа развивается дисбиоз (нарушение микрофлоры) и повышенная проницаемость кишечника («дырявый кишечник»).
Новое исследование американских учёных было направлено на выявление в плазме крови биомаркеров, указывающих на нарушение эпителиального барьера кишечника (основного слоя слизистой оболочки ЖКТ) и «утечку» кишечных микробов в кровоток. Препринт исследования размещен на сервере bioRxiv. Коротко о нём сообщает портал News Medical.
Результаты лабораторных исследований
Все 30 включенных в исследование пациентов с подтвержденной инфекцией SARS-CoV-2 (возбудитель COVID-19. – Прим.ред) страдали от диареи, тошноты, лихорадки и одышки. Только у двух больных было тяжелое сопутствующее заболевание. Среди остальных более трети жили с диагнозом сахарный диабет, около 50% страдали от тромбоэмболии. У 23 человек имелся лишний вес.
На фоне COVID-19 у половины пациентов развилась лимфопения (снижение уровня лимфоцитов в крови), у 70% – анемия (снижение гемоглобина в крови). Наряду с этим, у больных обнаружили повышенный уровень моноцитов и нейтрофилов. Это важный признак, потому что обычно эти клетки первыми реагируют на инфекцию.
Общее количество лейкоцитов было повышено примерно у 40% людей с COVID-19, а вот аномалии количества тромбоцитов у всех больных оказался выше нормы. При этом у шести человек наблюдались уровни, соответствующие тяжелому воспалению.
Повышение тропонина-I, свидетельствующее о повреждении сердца, обнаружилось у 80% мужчин и только у одной женщины.
Исследования показывают, что основные ковидные симптомы со стороны ЖКТ – это боль в животе, тошнота и диарея. Понос может возникать как до респираторных проявлений инфекции (лихорадки, повышенной температуры, одышки, боли в горле, потери обоняния), так и во время них. А может вообще стать единственным проявлением коронавируса.
Кишечные микробы в плазме крови
В плазме крови больных COVID-19 учёные обнаружили кишечные микроорганизмы. В основном это были Proteobacteria, Firmicutes и Actinobacteria. Присутствие этих бактерий в кровотоке может указывать на повышенную проницаемость кишечника: дефекты в эпителии позволяют бактериям из ЖКТ проникать в кровеносные сосуды. По мнению авторов исследования, именно этот аспект системного воспаления лежит в основе прогрессирования COVID-19.
Чтобы обнаружить повышенную проницаемость кишечника, учёные измеряли уровни белка-2 (FABP2), связывающего свободные жирные кислоты, холестерин и ретиноиды. Если уровень этого белка повышается в плазме крови, значит слизистая оболочка ЖКТ его пропускает и имеет место «дырявый кишечник». Как и ожидалось, уровни FABP2 были высокими в плазме пациентов с COVID-19 (по сравнению со здоровыми людьми), а значит, их кишечник стал проницаемым.
Последствия «дырявого кишечника» при COVID-19
Проникновение кишечных микробов в системный кровоток может запускать, а также усугублять воспалительные сигнальные пути в организме. В свою очередь, воспаление является ключом к развитию тяжелого и критического COVID-19. Таким образом, результаты этого исследования подтверждают теорию о том, что тяжесть течения коронавируса и его исход зависят от попадания кишечных бактерий в плазму крови.
Исследователи также выяснили, что вирус продолжает выделяться из организма пациента с калом ещё в течение месяца после исчезновения респираторных симптомов. Это подтверждает, что COVID-19 сохраняется в желудочно-кишечном тракте дольше, чем в органах дыхания. Более того, даже после исчезновения вируса из ЖКТ у пациентов сохраняется дисбиоз кишечника, т.е. пищеварительная система восстанавливается далеко не сразу и ей требуется помощь, чтобы вернуться к нормальному функционированию.
Напомним, ранее учёные из Университета Гонконга заявили, что состояние кишечной микрофлоры напрямую влияет на тяжесть, продолжительность и исход COVID-19, а также на появление постковидных осложнений.